форум для дагестанских мамочек

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



СТАТЬЯ

Сообщений 1 страница 6 из 6

1

Статья из журнала Дошкольное воспитание, 2004. № 7.
Цитата
диагностируя развитие стциальных навыков ребенка, можно сосредоточиться на наблюдении за такими особенностями его поведения, как:

    * уверенность в себе
    * самостоятельность и инициативность
    * способность устанавливать и поддерживатьотношения со взрослым
    * эмоциональная чувствительность
    * владение простейшими нормами и правилами поведения...

Чтобы сделать предположения о степени уверенности ребенка, важны следующие моменты:

    * как он входит в кабинет: сам или его подталкивают в спину либо тянут за собой родители?
    * как реагирует на незнакомого человека и на новое помещение?
    * проявляет ли активность, стремится ли исследовать помещение?

О самостоятельности малыша можно судить по тому:

    * удается ли ему занять себя
    * как он организует освоение нового пространства: может ли сосредоточиться на одном предмете или переходит от одного предмета к другому, ни на чем долго не задерживаясь
    * может ли в данных обстоятельствах развернуть простые игровые действия
    * насколько активно пользуется речью или предпочитает молчать
    * часто ли обращается за поддержкой к родителям

Анализируя простейшие навыки сотрудничества, необходимо обратить внимание на следующее:

    * придерживается ли ребенок общих правил и норм
    * как реагирует на ограничения, замечания и поощрения взрослого, на изменение тона речи взрослого
    * проявляет ли инициативу, предлагая игрушку взрослому или привлекая его внимание к чему-либо
    * обращается ли за помощью к взрослому
    * каков внешний вид малыша
    * что можно сказать о его эмоциональности

0

2

Прогноз возможной степени адаптации ребенка

    * *ЛЁГКАЯ АДАПТАЦИЯ. ребенок спокойно входит в кабинет, внимательно осматривается, прежде чем остановит свое внимание на чём-либо. Смотрит в глаза взрослому, когда тот к нему обращается. Вступает в контакт по своей инициативе, умеет обратиться с вопросом к другому человеку, может попросить о помощи. Умеет занять себя сам, используя в игре предметы-заместители (н., понарошку кормит куклу), способен длительное время удерживать внимание на одной игрушке, его речь хорошо развита, настроение бодрое или спокойное, пантомимика выразительна, эмоции легко распознаются. ребенок придерживается установленных правил поведения, адекватно  реагирует на замечание и одобрение, корректируя после них своё поведение. Умеет играть рядом с другими детьми, доброжелателен к ним. Родители доверяют своему ребенку, не контролируют его поминутно, не опекают, не указывают, что ребенку нужно делать, хорошо чувствуют его настроение, поддерживают в случае необходимости. Уверены в себе, с доверием относятся к специалисту, отстаивают свои взгляды, проявляют в общении инициативу и самостоятельность
    * * АДАПТАЦИЯ  СРЕДНЕЙ ТЯЖЕСТИ. ребенок вступает в контакт, наблюдая за привлекательными действиями психолога либо через включение телесных ощущений. Напряженность первых минут постепенно спадает, ребенок может вступить в контакт по своей инициативе, может развернуть игровые действия... Родители не доверяют своему ребенку, пытаются его дисциплинировать, делая замечания: "не бери без спроса, не разбрасывай игрушки, веди себя хорошо". Со специалистом могут быть откровенны или держаться на дистанции. Как правило, рекомендации специалиста принимают; задают много вопросов, избегая высказывать свою точку зрения
    * * ТЯЖЁЛАЯ АДАПТАЦИЯ ...
      Контакт с ребенком удаётся установить только через родителей. Малыш переходит от одной игрушки к другой, ни на чём не задерживаясь, не может развернуть игровых действий, выглядит встревоженным, замкнутым. О развитии речи можно узнать только со слов родителей. Замечание или похвала специалиста оставляют ребенка либо безучастным, либо пугают – он бежит за поддержкой к родителям. Те либо игнорируют потребности ребенка, либо опекают его во всем. Нередко в такой ситуации родитель проявляет тревожность, воспринимая встречу со специалистом как экзамен. Такие родители нуждаются в дополнительных консультациях.
    * * ОЧЕНЬ ТЯЖЁЛАЯ АДАПТАЦИЯ...
      С ребенком за время первой встречи не удаётся установить контакта. Родители сомневаются в том, что он сможет освоиться в детском саду. Часто авторитарны, вступают в конкуренцию со специалистами, демонстрируя свою сверхкомпетентность по всем вопросам. Наблюдения показывают, что нередко родители образуют «альтернативную» пару, например, «авторитарный муж – зависимая жена» или «авторитарная бабушка ребенка – зависимая мать».

Стандартные рекомендации по подготовке ребенка к посещению детского сада

    * 1. Убедитесь в собственной уверенности в том, что детский сад необходим для вашей семьи именно сейчас. Ребенок чувствует, если родители сомневаются в целесообразности «садовского» воспитания и любые их колебания использует для того, чтобы воспротивиться расставанию с ними. Легче и быстрее привыкают дети, у которых нет альтернативы детскому саду..

    * 2. Расскажите ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему Вы хотите, чтобы он пошёл в детский сад.  Примерный рассказ:  «детский сад – это такой красивый дом, куда мамы и папы приводят своих детей. Я хочу, чтобы ты познакомился и подружился с другими детьми и взрослыми. В саду всё приспособлено для детей. Там маленькие столики и стульчики, маленькие кроватки, маленькие раковины для умывания, маленькие шкафчики, много интересных игрушек. Ты всё это сможешь посмотреть, потрогать, поиграть со всем этим. В саду дети едят, гуляют, играют. Я очень хочу пойти на работу, мне это интересно. И я очень хочу, чтобы ты пошел в детский сад, чтобы тебе тоже было интересно. Утром я отведу тебя в сад, а вечером заберу. Ты мне расскажешь, что у тебя было интересного в саду, а я расскажу тебе, что у меня интересного на работе. Многие мамы и папы хотели бы отправить в этот сад своих детей, но берут туда далеко не всех. Тебе повезло, осенью я начну водить тебя туда. Но нам нужно подготовиться к этому. Купить все необходимые вещи, выучить имена воспитателей и выучить правила жизни детского сада»   

    * 3. Проходя мимо детского сада, радостно напоминайте ребенку, как ему повезло – осенью он сможет ходить сюда. Рассказывайте родным и знакомым в присутствии малыша о своей удаче, говорите, что гордитесь своим ребенком, ведь его приняли в детский сад.

    * 4. Подробно расскажите ребенку о режиме детского сада: что, как и в какой последовательности он будет делать. Чем подробнее будет Ваш рассказ и чем чаще Вы будете его повторять, тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя Ваш ребенок, когда пойдёт в сад.Спрашивайте у него: что будет делать в саду после прогулки, куда складывать свои вещи, кто ему будет помогать раздеваться, а что он будет делать после обеда? Такими вопросами Вы можете проконтролировать, хорошо ли ребенок запомнил последовательность событий. Детей пугает неизвестность, но когда они видят, что ожидаемое событие проиходит, как и было обещано, они чувствуют себя увереннее.

    * 5. Поговорите с ребенком о возможных трудностях, к кому он может обратиться за помощью, как он это сможет сделать. Например: «Если ты захочешь пить, подойди к воспитателю и скажи: «Я хочу пить». И Анна Ивановна нальёт тебе воды. Если захочешь в туалет, скажи об этом». Не создавайте у ребенка иллюзий, что всё будет исполнено по первому требованию, как он хочет. Объясните, что в группе будет много детей и иногда ему придется подождать своей очереди. Скажите малышу: «Воспитатель не сможет одеть сразу всех детей – тебе придётся немного подождать». Попробуйте проиграть все эти ситуации с ребенком дома. Например, вы – воспитатель, а медвежонок, за которого Вам тоже придется говорить, просит пить. Хорошо, если ребенок захочет быть мишкой или воспитателем в этой игре. Поддерживайте такие игры.

    * 6. Приготовьте вместе с ребенком «радостную коробку», положив туда, например, небольшие игрушки, забавные предметы, красивые салфетки и лоскутки, книжки с картинками, …поделки: оригами и пр…., которые остаются привлекательными для вашего ребенка и уж точно обрадуют других детей. За лето вы наполните коробку – осенью вам проще будет отправлять ребенка в сад: с игрушкой веселее идти и проще завязывать отношения с другими детьми.

    * 7. Научите малыша знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, не отнимать игрушки, предлагать свои игрушки, свои услуги другим детям.

    * 8. ребёнок привыкнет тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых сможет построить свои отношения. Помогите ему в этом. Познакомьтесь с другими родителями и детьми. Называйте других детей в присутствии малыша по именам. Спрашивайте дома своего малыша о Лене, Саше, Пете. Поощряйте обращение вашего ребенка за помощью и поддержкой к другим людям в вашем присутствии

    * 9. Чем лучше будут ваши отношения с воспитателями, с другими родителями и их детьми, тем проще будет привыкнуть вашему ребенку.

    * 10. Будьте снисходительны и терпимы к другим. Идеальных людей нет, но прояснить ситуацию, тревожащую Вас, необходимо. Делайте это в мягкой форме или через специалистов.

    * 11. В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Никогда не пугайте ребенка детским садом!!!

    * 12. В период адаптации эмоционально поддерживайте вашего малыша. Теперь вы проводите с ним меньше времени. Компенсируйте это качеством общения. Чаще обнимайте ребенка, говорите: «Я знаю, что ты скучаешь без меня, что тебе бывает страшно. Когда что-то новое, всегда сначала страшно, а потом привыкаешь, и становится интересно. Ты молодец, ты смелый, я горжусь тобой. У тебя всё получится.»

    * 13. Разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков внимания, и малышу будет проще отпускать Вас

    * 14. Помните, что на привыкание к детскому саду может потребоваться до полугода. Рассчитывайте свои силы, возможности и планы. Лучше, если на этот период у семьи будет возможность подстроиться к особенностям адаптации своего малыша.

    * 15. Если через месяц ваш ребенок ещё не привык к детскому саду, проверьте список рекомендаций и попытайтесь выполнить те, о которых забыли.

0

3

# Детей с ЛЕГКОЙ степенью адаптации к детскому саду (по прогнозу) родители могут приводить на всё время работы группы с 7:00 до 13:00. Как показывает практика, обычно детей приводят к 8 часам, а забирают в 12-12:30. Важно, чтобы родители понимали значимость ориентации на эмоциональное состояние ребенка.
# Родителям детей, у которых прогнозируется адаптация СРЕДНЕЙ тяжести, предлагают приводить ребёнка на прогулку к 10 часам и гулять вместе с ним. За время прогулки и взрослые, и дети ближе знакомятся друг с другом. Если ребёнок хорошо освоился на игровой площадке, если воспитателю удалось установить с ним доверительные отношения, то вместе со всеми другими детьми его приглашают в группу поесть и говорят, что мама подождёт ребёнка на улице или в холле детского сада либо отлучится ненадолго в магазин. Если ребенок отказывается, не настаивают. Воспитатель прощается с ребенком, приглашает его ещё раз прийти погулять и выражает надежду на то, что, может быть, завтра он зайдёт поиграть и поесть в группу. Обычно ребёнку требуется от 1 до 2-х недель, чтобы начать спокойно отпускать маму.
Задача для воспитателей и психолога - установить доверительные отношения с ребенком. Если он комфортно чувствует себя в группе во время обеда и в послеобеденное время, родителям предлагают приводить ребенка в сад утром. Если в течение двух недель он не соглашается отпустить маму, педагоги и психологи продолжают работать с семьёй, отнеся её к категории семей с тяжёлой адаптацией.
# Дети с прогнозируемой ТЯЖЕЛОЙ и ОЧЕНЬ ТЯЖЕЛОЙ адаптацией также приходят в детский сад к 10 часам на прогулку. Перед воспитателями и психологами ставится задача - установить доверительные отношения с родителями. Если это произошло, ребенок начинает с большим доверием относиться к персоналу детского сада. Одну-две недели такие дети приходят только на прогулку.

0

4

Один-два раза в неделю после прогулки мама вместе с ребенком идёт на консультацию к психологу. После неё мама с ребенком могут поиграть в группе. К этому моменту других детей группы, которые уже пообедали, родители берут домой.  Воспитатели освобождаются и могут больше времени уделить "сложному" малышу. После того, как воспитателям удастся установить доверительные отношения с родителями, а потом и с ребёнком, ему предлагают после прогулки вместе с детьми зайти в группу. Родители ожидают в холле.
Далее работа с ребенком строится по общему плану.

Опыт показывает: очень ТЯЖЕЛАЯ адаптация наблюдается у детей, родители которых:
- целенаправленно не готовят ребенка к посещению детского сада;
- имеют серьёзные личностные проблемы (нередко это депрессивные родители).
В работе с такими семьями больше времени уделяется общению с психологом.

Важно, чтобы родители понимали значимость ориентации на эмоциональное состояние ребенка. /
Если он утром отказывается идти в сад, мама может сказать: "Да, бывает, что иногда никуда не хочется идти. У меня как раз сегодня есть такая возможность - побыть с тобой, и ты можешь остаться дома, а завтра опять пойдёшь в садик. Там ведь Мария николаевна, Сережа - твой друг. Они будут скучать по тебе. Нам придётся зайти в сад, предупредить Марию Николаевну, что ты только завтра придёшь. А если ты захочешь, мы погуляем вместе с ребятами из твоей группы". Ребенку необходимо знать, что родители его понимают, прислушиваются к его желаниям. Ребенок в этот день обязательно должен увидеть воспитателя, понять, что он не обижается на него, с уважением относится к его желанию побыть дома, радуется даже короткой встрече с ним и говорит о том, что его ждёт завтра.

Родители могут ответить и так: "Я понимаю тебя. Ты скучаешь по дому и маме. Но сегодня я занята, иду на работу. давай сделаем так, ты побудешь в саду, а я завтра на работе договорюсь, чтобы завтра остаться с тобой дома". Воспитатель должен быть предупреждён о состоявшемся разговоре.

Внимание!!! Необходимо чувствовать грань, отделяющую уважение родителями желания ребенка от потакания детскому капризу. Хорошей профилактикой утренних детских капризов являются:
- уверенность родителей в своей позиции;
- оптимизм;
- и чувство юмора.

0

5

Период начала систематического посещения детского учреждения очень сложен для каждого ребенка. Е. О. Смирнова отмечает, что врачи и психологи различают три степени адаптации ребенка к детскому саду: легкую, среднюю и тяжелую. При легкой адаптации поведение ребенка нормализуется в течение месяца. Аппетит достигает обычного уровня уже к концу первой недели, сон налаживается за 1—2 недели. Острых заболеваний не возникает. Во время адаптации средней тяжести сон и аппетит восстанавливаются через 20—40 дней, в течение целого месяца настроение может быть неустойчивым. Тяжелая адаптация приводит к длительным и тяжелым заболеваниям. Могут замедляться темпы развития.

Для того чтобы сделать процесс адаптации менее болезненным, необходимо, чтоб родители и сотрудники детского сада поддерживали тесный контакт. Это могут быть и посещение воспитателями ребенка на дому (конечно, с согласия родителей), и приход мамы или бабушки ребенка в группу детского сада в первые дни и недели, и постепенное привыкание ребенка к яслям: сначала мама приводит его только на прогулку, потом на один-два часа в группу, позже — на несколько часов подряд оставляет его с воспитателями.

Желательно, чтобы родители знали: даже если ребенок легко и быстро привык к яслям, не следует оставлять его здесь на 8-10 часов. Поскольку при переходе к новому укладу жизни у ребенка меняется все: режим, окружающие его взрослые, дети, обстановка, пища, — очень хотелось бы, чтобы воспитатели к моменту прихода нового ребенка в группу знали как можно больше о его привычках и старались по возможности создать хоть некоторые условия, схожие с домашними (например, посидеть с ребенком перед сном на кровати, попросить помочь убрать игрушки, почитать его любимую сказку, докормить обедом, предложить поиграть в лото). С целью получения дополнительной информации о ребенке можно использовать различные анкеты и просто беседовать с родителями.

Если родители решили привести ребенка в ясли, им необходимо прийти накануне к воспитателю, рассказать о своем ребенке и поинтересоваться, не ожидается ли на следующий день приход нескольких новых детей.

Е. О. Смирнова фиксирует внимание взрослых на том, что обычно дети, впервые поступившие в ясли, заболевают ОРЗ на 5-7-й день. Поэтому родителям лучше сделать перерыв и с целью профилактики заболевания не водить ребенка в ясли с 4 по 10-й дни.

В первые дни и недели посещения яслей, когда малыш испытывает эмоциональную перегрузку, родители должны поддерживать дома спокойную обстановку, не перегружать ребенка новой информацией, не посещать многолюдные места и не принимать дома шумные компании.

Скорее всего, если вы постараетесь выполнить все эти условия, ваш малыш прекрасно справится с изменениями в его жизни. Задача родителей в это время — быть спокойными, терпеливыми, внимательными и заботливыми.

ИТАК:

- Установите тесный контакт с работниками детского сада.
- Приучайте ребенка к яслям постепенно.
- Не оставляйте ребенка в яслях более чем на 8—10 часов.
- Сообщите воспитателям о привычках и склонностях ребенка.
- С 4 по 10 день лучше сделать перерыв в посещении яслей.
- Поддерживайте дома спокойную обстановку.
- Не перегружайте ребенка новой информацией.
- Будьте внимательны к ребенку, заботливы и терпеливы.

0

6

Думаю эта статья кому нибудь понадобится.Терпенья и удачи всем :)

0